Лечение нарушений речи


Система речи – это главный навык человечества, отличающий нас от всех других животных на планете. Общаться между собой могут и птицы, и рыбы, и млекопитающие. Но только человеческий мозг в ходе эволюции подарил своему обладателю возможность совершенствоваться в этом навыке. Речью мы не просто обозначаем себя и свою позицию, мы делимся чувствами, эмоциями и своим психологическим состоянием. Без речи мир человека ограничивается. Люди, не способные говорить, как будто заперты внутри себя.

Самое печальное, что все нарушения речи начинают проявляться уже в детском возрасте. Родители тревожатся, когда чадо, не смотря на наглядный пример среды, так и не произносит никаких первых слов. Диагностика же проблем речевого развития крайне затруднительна. Особенно в детском возрасте. Требуется всесторонняя оценка всех возможных блоковых факторов, которые не дают ребёнку говорить.

Существует целая группа болезней, в основе которых лежит та или иная степень нарушения речи. Их совокупность по-научному называют алалией. Алалия бывает разной:

  • моторная (когда поражены речевые участки мозга, отвечающие за воспроизведение речи. В большинстве случаев, ребёнок обращённую речь понимает, но самостоятельно либо говорит крайне мало и словарный запас скудный, либо вообще не может говорить);
  • сенсорная (обратная моторной алалии — нет понимания обращённой речи. При этом говорить ребёнок может достаточно много, но речевая интерактивность либо сильно снижена, либо отсутствует вовсе);
  • смешанная (самые сложные и тяжело поддающиеся лечению варианты, когда и нарушено как восприятие речевой информации, так и её воспроизведение).

При этом, любая форма алалии сопровождается разной степени выраженности расщеплением между вербальной и невербальной формой психической деятельности. Невербальные задания выполняются соответственно возрасту ребёнка (смысловое понимание, сюжетные линии, логические закономерности и т.п.) Однако речевые описательные навыки остаются на примитивном уровне или «застревают» на одном из ранних этапов речевого развития.

Поскольку само формирование и координация речевого навыка происходит сразу на многих уровнях организма, то и спектр проблем крайне широк. Вот основные причины отсутствия речевой продукции у детей:

  • органическое повреждение головного мозга в перинатальный период у детей (внутриутробные и родовые проблемы, а так же травмы, с последующим выходом в ДЦП в т.ч.);
  • перенесённые тяжёлые заболевания в раннем периоде детства, до начала речевой продукции (инфекционные болезни, в т.ч. с поражением мозга, типа менингитов и менингоэнцефалитов);
  • травма головного мозга (в т.ч. с кровоизлияниями любой локализации);
  • осложнения системных врождённых заболеваний (например, сосудистого генеза, такие как аневризмы, тромбофилии и обменные болезни);
  • психиатрические проблемы (некоторые наследственные болезни, различные степени снижения интеллекта, а так же произвольный отказ говорить на фоне каких-либо психотравмирующих ситуаций);
  • заболевания артикуляционного аппарата (мышц челюстно-лицевой зоны, языка и носоглотки, как врождённые, так и приобретённые в раннем детстве);
  • заболевания вокализационного аппарата (гортано-глотки и трахеи, в т.ч. дыхательных путей, когда звукопроизношение невозможно из-за неправильного тока воздуха в респираторном тракте);
  • ситуационная алалия (к примеру, когда человек развивается в среде, где нет примера речевого навыка, т.н. случаи «детей-Маугли»).

Известно, что способность говорить – это не безусловный навык любого человека. Речь требует подкрепления извне. Вот почему психологи, педагоги и врачи настоятельно рекомендуют родителям постоянно общаться со своими детьми, начиная с внутриутробного возраста. Любой ребёнок, у которого есть пример речи, рано или поздно обязательно заговорит. Однако существуют маркерные периоды детства, когда следует проводить объективную оценку верной динамики речевого развития.

Если говорить о группе проблем развития речи, связанных с заболеваниями артикуляционной и вокализационной зон, то, в большинстве своём, диагностируются они рано и так е своевременно могут быть исправлены. А вот последствия органического поражения головного мозга, а так же психиатрические причины уточняются иногда очень поздно. Некоторые родители тщетно ждут, думая, что чадо вот-вот заговорит и затягивают с медицинской коррекцией до того момента, когда ситуация усугубляется.

Вот почему так необходимы плановые осмотры педиатра и невролога. Ведь уже с 3-4-месячного возраста у крохи появляются первые предикторы речи. Если же они отсутствуют, то ребёнок будет наблюдаться специалистами более пристально и к нужному сроку получит квалифицированную помощь, как, например в Институте лечения алалии в Санкт-Петербурге.

Какие же современные методики есть для стимуляции развития речи:

  • психолого-педагогическая помощь (для детей – это игровые формы занятий со специалистами, как в группах, так и индивидуально. Важно понимать, что это не только логопедическая помощь, но и психологическая, а так же педагогическая поддержка. Как маленьких пациентов, так и из родителей);
  • мануальная реабилитация (целый комплекс методов восстановительной терапии, включающий массаж, лечебную физкультуру, мануальную терапию, акупунктуру и т.п.);
  • нейрофизиологические методики (базирующиеся на методе обратной связи. Когда на специальном оборудовании неинвазивно стимулируются зоны мозга, отвечающие за речь);
  • медикаментозная поддержка (индивидуальный подбор средств врачами-неврологами).

Самое главное – никогда не пускайте ситуацию на самотёк. Современная медицина располагает огромным перечнем методов коррекции проблем с речью. Обратите внимание, что комбинация таких методик имеет гораздо большую эффективность, чем моно-лечение. Они эффективны как для детей, так и для взрослых, утративших способность говорить в силу каких-то заболеваний или травм мозга. При грамотной диагностике уровня нарушения речи, верно подобранной схеме лечения, а так же своевременно начатой работе, результат не заставит себя ждать.

Говорите на здоровье!


Цитирование:

  1. Wiki
  2. https://cyberleninka.ru/article/n/motornaya-i-sensornaya-alaliya-slozhnosti-diagnostiki
  3. https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-rechevogo-razvitiya-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-motornoy-alaliey
  4. https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-novyh-tehnologiy-v-korrektsii-motornoy-alalii
Adblock
detector